yourbiz.narod.ru - широкий выбор парфюмерии известных мировых дизайнеров с бесплатной доставкой, праздничная упаковка, скидки до 30%, aromat, parfum,  доставка, Москва, бесплатно, подарок, упаковка, подарок, 8 марта, парфюмерный магазин, аромат, запах, мужская, женская, парфюмерия, духи, одеколон, деодорант, дезодорант, туалетная вода, новинки, косметика, арбат, престиж, арбат-престиж, косметика, риволи, rivoli, летуаль, l'etual- Lancome - BioTherm - Christian Dior- Korff - Shiseido - La Prairie - CRYOS SYSTEME Цена? Меньше Выбор? Больше

HOME :: Статьи и обзоры :: Рефераты, конспекты :: E-books :: Книги :: Ксерокопии :: Сведения

Статьи. Генератор идей, творческое мышление
> Мозговой штурм в группе (метод Алекса Осборна)
> Мозговой штурм, индивидуально
> Так ли уж неэффективен метод проб и ошибок?

Разное:

Стратегическая доска объявлений

Англо-американские единицы измерений



Генератор идей, творческое мышление
Мозговой штурм в группе
(метод Алекса Осборна)

Нет такого человека, который бы не слышал о "мозговом штурме" Алекса Осборна ("brain storm"). Метод разработан в США в первой половине ХХ века. Этот метод предназначен для быстрого решения любых творческих задач - технических, организационных, маркетинговых - в группе.

Описание метода

Участвуют несколько человек. Решение ищется в два этапа. На первом этапе разрешается высказывать любые идеи, в том числе совершенно нелепые и фантастические. Критика запрещена. Он из участников - ведущий. Второй - "секретарь" (может быть, он же - ведущий), в его обязанности входит запись или конспектирование всех высказанных идей. Ведущий определяет время каждого этапа и руководит работой группы. Второй этап - обсуждение идей, высказанных на первом этапе. Подробно и обстоятельно рассматривается каждая идея, независимо от её первоначально кажущейся реальности или нереальности. При успешной работе находится решение проблемы.

Происхождение

Метод появился в индустриальную эпоху и в самой индустриально развитой стране мира. Применялся на крупных предприятиях. Потребность в этом методе как раз и была вызвана необходимостью повысить "производительность" творческого труда, первоначально труда конструкторов и технологов крупных индустриальных предприятий. Логика метода сопоставима с историческим местом и временем его появления: во-первых, метод командный, во-вторых, "конвейерный".

В его основе лежит "логический перенос" представлений, свойственных людям, по роду своих занятий связанных с промышленно-индустриальными технологиями в "смежную" сферу. Этот перенос можно выразить примерно так: "мы можем повышать эффективность материального производственного процесса, производительность станочников, следовательно мы можем также повысить и производительность интеллектуального труда", либо - "материальное производство определяется совершенством технологии, но техническое творчество - это тоже процесс, "технология", следовательно этот процесс нужно совершенствовать". Такая философия породила широко известные метафоры-понятия "машина изобретений" и "генератор идей", как своего рода гибриды психологического и технологического мышления.

Предистория

Метод имеет исторический аналог, использовавшийся ещё в средние века: так называемый "корабельный совет". В трудных ситуациях команда парусника в полном составе во главе с капитаном собиралась на совет. Обсуждение шло по кругу в два этапа: сначала высказывались соображения и идеи, начинали с самого младшего юнги и далее - последовательно по старшенству до капитана. Затем процесс повторялся, второй этап - обсуждение, мнения.

Дальнейшая история

История метода после его возникновения определилась его происхождением: как "продукт" индустриальной технологии он так же, как и другие продукты, был "запущен в серию", поэтому стал необычайно популярен. Но пик увлечения им скоро прошёл. Выяснились ограничения и зачастую низкая результативность метода, результат вообще не гарантирован. Многие последователи разрабатывали различные модификации этого метода, но ни один из них не стал столь известен и популярен как метод Осборна. Наиболее известный вариант: разделение процесса на генерацию идей и обсуждение не во времени, а по ролям (группы генераторов, эрудитов, критиков и аналитиков). Были также попытки создания комплексных систем, объединяющих в разных вариантах эти две основные модификации мозгового штурма.

Каковой представлялась сущность метода

Сущность метода представлялась как упорядочение, повышение организованности и рационализация, уход от так называемого МПиО (метода проб и ошибок). В настоящее время в теории и практике решения эвристических задач метод ПиО принято рассматривать как некий эталон неэффективности, как совершенно случайный и предельно неорганизованный поиск. Сравнивая с ним, оценивают результативность всех других методов.

А как на самом деле?

На самом деле порок МПиО - не в том, что решение ищется случайно, а как раз наоборот: то, что кажется случайным, на самом деле стереотипно. Наблюдая за тем, как человек перебирает варианты, пытаясь найти решение, естественно задаться концептуальным вопросом:

- А, собственно, что он перебирает?!...

Метод ПиО неэффективен потому, что используя "метод перебора" человеку трудно выйти за пределы неочевидного шаблона. Создать метод более эффективный, чем МПиО можно двумя способами: либо внести в процесс поиска элемент действительной, а не кажущейся случайности, либо, напротив, организовать такой рациональный процесс, в ходе которого вначале целенаправленно выявляются скрытые стереотипы, а затем последовательно-логически формируется новый шаблон, более подходящий для решения проблемы (абстрактная модель, схема).

Метод Осборна - воплощение первой идеи, т.к. скрытые стеретипы не выявляются, а как бы стихийно разрушаются. Отcюда и название метода, - в оригинале "storm", что более точно можно перевести не как "штурм", а как "шторм", "буря".




Июнь 2003 г.

 


HOME :: Статьи и обзоры :: Рефераты, конспекты :: E-books :: Книги :: Ксерокопии :: Сведения

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100

© 2003 V.B.T.
Hosted by uCoz